К основным ступеням аккорда относятся 1-ая, 3-я, 5-я, 7-ая. Говоря основные, мы имеем в виду, что при импровизации (или сочинении соло) на какую-либо гармонию, мы принимаем внимание именно звуки, которые составляют аккорд. Например взяв перечисленные ступени вместе - мы получим септаккорд. Возьмите их, например в гамме до-мажор (ноты будут до, ми, соль, си) - вы получите до-мажорный септаккорд или До-мэйдж.
Но звуки образующие септаккорд являются как бы "костяком" аккорда, и для придания колорита и просто, что бы аккорд звучал интереснее к основным ступеням добавляют вспомогательные, которыми являются 2-ая, 4-ая, 6-ая, 9-ая, 13-ая ступени. Именно эти ступени придают тот или иной оттенок аккорду, они же используются как переходные во фразах при составлении соло.
Также 1-ую, 3-ю, 5-ю, 7-ую ступени называют устойчивым, по описанным выше причинам, остальные же - неустойчивые стремятся к ним. Чтобы фраза звучала законченной - нужно приходить в устойчивую ступень.
Как вы уже наверное в курсе аккорды бывают мажорные и минорные, так вот грустным или веселым звучание аккорда делает третья ступень, а точнее интервал, образуемый между первой и третьей ступенью аккорда. Определяющим мажорность интервалом является большая терция - это когда ноты разделяют ровно два тона, или три лада на гитаре. За минорность звучания же отвечает малая терция, образованная между первой и третьей ступенью трезвучия аккорда - или полтора тона (ноты разделяет два лада на гитаре).
Поэтому, если мы хотим подчеркнуть мажорность или минорность аккорда, мы обязаны обратить внимание на третью ступень, так как в данном случае она самая важная.
Я не спец, но здесь прозвучали термины "основные ступени" и "устойчивые ступени". Это не одно и то же? Или это синонимы? Я заметил, что мне очень помогло в понимании устойчивых ступеней, что это такое, тот факт, что слово "тоника" можно с полным правом заменять словом "устой". Это одно и то же. Тогда, если мы представим себе тонический аккорд, то есть главный аккорд какой-либо тональности, то те ноты (ступени) из которых он состоит и будут устойчивыми, то есть образующими аккорд устоя. Соответственно, в мелодии они так же будут проявлять устойчивость, основательность. Но только я ничего не знал, что и 7 ступень тоже относится к устойчивым ступеням лада. Я этому факту удивлён, так как малый септаккорд у меня не вызывает ощущения устойчивости, а наоборот, он стремится разрешиться в какой-то следующий аккорд. Извините, если излагаю не очень понятно. В музшколе я не учился, а интерес к теории музыки у меня, как хобби.
ОтветитьУдалить