воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Лады народной музыки

Лады народной музыки являются одной из разновидностей ладов.  Этих разновидностей три: октавные, не октавные, искусственные. Лады народной музыки относятся к неоктавному типу. Всего их шесть: первые три мажорные: ионийский, лидийский, миксолидийский, вторые три минорные: эолийский, дорийский, фригийский. В принципе мажорные аккорды родственны друг другу, так как различаются всего лишь одной ступенью, например если отстроить ионийский лад от ноты до, то получается последовательность, которая является диатонической, то есть не измененная диезами или бемолями, она полностью соответствует нотам гаммы натурального до-мажора. Чтобы из ионийского получить лидийский лад нужно в первом повысить четвертую ступень на полтона, и тогда у нас получится формула лидийского лада: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. А миксолидийский лад получается понижением в ионийском седьмой ступени. Вообще, эти три гаммы в практическом применении не имеют различий, то есть являются всего лишь развитием одной и той же тональности, в нашем случае до-мажор и при импровизации мы можем использовать все три лада и они подойдут к гармонии в до-мажоре. Нужны они для того что бы построить аккорды функции: тонику, субдоминанту, доминанту. Субдоминанта получается в лидийском ладу (если построить данный лад от ноты фа, которая является четвертой ступенью в гамме до-мажор) и роль её будет выполнять аккорд фа-мажор. Доминанта же - миксолидийский лад построенный от ноты соль (от пятой ступени гаммы до-мажор)- если взять в данном ладу септаккорд получится аккорд соль-семь. Ну а ионийский лад, как мы уже сказали выше, отвечает за тонику (аккорд до-мажор). Получается три рассмотренных нами мажорных лада - это просто тоника, субдоминанта и доминанта одной и той же мажорной тональности (До-мажор).
Следующие три аккорда - минорные и начинаются они с эолийского лада - если построить его от ноты ля, то мы вновь получим диатонический лад, который будет соответствовать гамме натурального ля-минора. Следующий лад - дорийский получается повышением в  эолийском шестой ступени и в итоге формула его будет: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для фригийского лада формула такая: полутон-тон-тон-тон-поутон-тон-тон, данный лад получается понижением второй ступени эолийского лада. Данные лады - относятся уже к минорной тональности ля-минор, как вы наверное догадались. Если построить дорийский лад от ноты ре и взять в нем аккордовое трезвучие, то получится аккорд ре-минор, который будет являться субдоминантой для аккорда ля-минор. А построив фригийский от ми и взяв аккорд от первой ступени в нем получится аккорд ми-минор или доминанта тональности ля-минор. Соответсвенно, эолийски лад  (ля-минор тоника), дорийский (ре-минор субдоминанта) , фригийский (ми-минор доминанта)  - это развитие гармонии ля-минор, или минорной гармонии. Таково практическое значение, которое несут лады народной музыки мажорные и минорные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий