Мажорные гаммы относятся к так называемому неоктавному типу ладов. Чтобы построить мажорную гамму нужно применить вот эту формулу: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Отстраивать её нужно от той ноты, одноимённую тональность которой мы хотим построить. Другими словами, если отстроим вышеприведённые интервалы от ноты ля получим гамму ля-мажор. Первый вид мажора, рассмотренный только что нами, называется натуральным мажором. Чтобы получить из него второй вид - гармонический мы должны понизить в натуральном шестую ступень. Допустим, в натуральном ля-мажоре это нота "фа-бекар".
Третий вид мажорной гаммы - мелодический и чтобы получить его из натурального нужно понизить кроме шестой, седьмую ступень. Следовательно, в мелодическом мажоре понижены шестая и седьмая ступени. Чтобы получить мелодический из натурального ля-мажора необходимо понизить как ноту фа-диез (шестую ступень), так и следующую за ней соль-диез, получается фа-бекар и соль-бекар. Также, кроме гармонического и мелодического видов существует дважды гармонический вид или так называемый арабский мажор. Его можно получить понизив в натуральном виде шестую и вторую ступени.
Как же использовать полученные нами знания о видах мажорных гамм? Можно - в мелодических линиях, можно в построении гармонии. Допустим в гармонии, где основная тональность ля-мажор у нас может быть кроме собственно тоники (первый аккорд Ля-мажор) еще аккорд субдоминантовой группы от четвёртой ступени. Аккорд от четвертой ступени в данном случае будет ре-мажор. В ре-мажоре как раз наблюдается шестая ступень ля-мажорной гаммы нота фа-диез, а что если взять шестую ступень гармонического варианта гаммы ля-мажор. В этом случае ре-мажор превращается в ре-минор (ведь фа- третья ступень здесь). Собственно, такая манипуляция с аккордом называется примовой заменой (когда в гармонии меняют аккорд на одной и той же ступени). Собственно на этом всё что хотелось бы скзаать о мажорных гаммах, вы можете, руководствуясь полученными знаниями, изменять и другие аккорды гармонии.
Третий вид мажорной гаммы - мелодический и чтобы получить его из натурального нужно понизить кроме шестой, седьмую ступень. Следовательно, в мелодическом мажоре понижены шестая и седьмая ступени. Чтобы получить мелодический из натурального ля-мажора необходимо понизить как ноту фа-диез (шестую ступень), так и следующую за ней соль-диез, получается фа-бекар и соль-бекар. Также, кроме гармонического и мелодического видов существует дважды гармонический вид или так называемый арабский мажор. Его можно получить понизив в натуральном виде шестую и вторую ступени.
Как же использовать полученные нами знания о видах мажорных гамм? Можно - в мелодических линиях, можно в построении гармонии. Допустим в гармонии, где основная тональность ля-мажор у нас может быть кроме собственно тоники (первый аккорд Ля-мажор) еще аккорд субдоминантовой группы от четвёртой ступени. Аккорд от четвертой ступени в данном случае будет ре-мажор. В ре-мажоре как раз наблюдается шестая ступень ля-мажорной гаммы нота фа-диез, а что если взять шестую ступень гармонического варианта гаммы ля-мажор. В этом случае ре-мажор превращается в ре-минор (ведь фа- третья ступень здесь). Собственно, такая манипуляция с аккордом называется примовой заменой (когда в гармонии меняют аккорд на одной и той же ступени). Собственно на этом всё что хотелось бы скзаать о мажорных гаммах, вы можете, руководствуясь полученными знаниями, изменять и другие аккорды гармонии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий