Модуляция встречается повсеместно в музыкальных произведениях, очень часто в темах джазовых стандартов. Из-за модуляции, некоторым музыкантам становится сложно импровизировать на джазовую тему, так как приходится переходить из одной тональности в другую при этом сделать это надо грамотно - не слажав и не вылетая из тональности. Для того чтобы "не вылетать" музыканту необходимо развивать свое чувство ритма.
Собственно, выше мы уже сказали определение модуляции - это осуществление перехода в другую тональность и дальнейшее удержание в ней. Если же мы переходим в другую тональность лишь на короткое время и сразу же возвращаясь в предыдущую, то это будет не модуляция, а отклонение.
Так как же осуществить модуляцию? Для этого нужен аккорд доминантовой группы новой тональности. Например, у нас исходная тональность До-мажор, развивая её мы берем после тоники (С - до-мажор) или первого аккорда субдоминанту (или аккорд служащий для развития гармонии - берется от четвёртой ступени, в нашем случае F - фа-мажор), а потом по идее должны взять доминанту (берется от пятой ступени, у нас это аккорд G - соль-мажор), но это если мы просто хотим развить гармонию до мажора, но мы хотим совершить модуляцию. Модулировать можно в тональность, отстроенную от одной из ступеней гаммы до-мажор, давайте попробуем в тональность ми-минор. Вот тут нам и понадобиться аккорд доминантовой группы новой тональности (то есть ми-минорной), он служит как бы для "соединения" до-мажора и ми-минора... Значит, при модуляции мы, после субдоминанты (Фа-мажора) берем доминанту тональности ми-минор - это будет аккорд си-минор, ну, а после доминанты обычно идёт тоника (но уже новой тональности) поэтому идем на аккорд ми-минор, а дальше при желании работаем в новой тональности или возвращаемся в исходную. Вот все получившиеся аккорды последовательно: C, F, Bm, Em.
Вот таким не хитрым образом и получается соединение двух различных тональностей или совершение модуляции.
Собственно, выше мы уже сказали определение модуляции - это осуществление перехода в другую тональность и дальнейшее удержание в ней. Если же мы переходим в другую тональность лишь на короткое время и сразу же возвращаясь в предыдущую, то это будет не модуляция, а отклонение.
Так как же осуществить модуляцию? Для этого нужен аккорд доминантовой группы новой тональности. Например, у нас исходная тональность До-мажор, развивая её мы берем после тоники (С - до-мажор) или первого аккорда субдоминанту (или аккорд служащий для развития гармонии - берется от четвёртой ступени, в нашем случае F - фа-мажор), а потом по идее должны взять доминанту (берется от пятой ступени, у нас это аккорд G - соль-мажор), но это если мы просто хотим развить гармонию до мажора, но мы хотим совершить модуляцию. Модулировать можно в тональность, отстроенную от одной из ступеней гаммы до-мажор, давайте попробуем в тональность ми-минор. Вот тут нам и понадобиться аккорд доминантовой группы новой тональности (то есть ми-минорной), он служит как бы для "соединения" до-мажора и ми-минора... Значит, при модуляции мы, после субдоминанты (Фа-мажора) берем доминанту тональности ми-минор - это будет аккорд си-минор, ну, а после доминанты обычно идёт тоника (но уже новой тональности) поэтому идем на аккорд ми-минор, а дальше при желании работаем в новой тональности или возвращаемся в исходную. Вот все получившиеся аккорды последовательно: C, F, Bm, Em.
Вот таким не хитрым образом и получается соединение двух различных тональностей или совершение модуляции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий